Красный костел.
Дата открытки — ноябрь 1979 года и по тем временам это был Дом кино
Это Красный костел, который после революции был киностудией, после войны там была киностудия «Савецкая Беларусь», затем «Дом кино». В 90-е, после разала СССР, храм вернулся к первоначальному предназначению.
Костёл святого Симеона и святой Елены, часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.
Административно относится к юго-восточному деканату Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого донатора храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна
Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства
История
Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».
Открытка Красный костел. 80-ые годы
Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.
В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко[5], а также люстры из меди.
В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».
Храм до 1917 года
Архитектура
Церковь святого Симеона и святой Елены представляет собой пятинефную, трёхбашенную базилику асимметричной объёмно-пространственной композиции с мощным трансептом, торцы которого решены так же как и главный фасад — с большим окном-розой под треугольным фронтоном. Первоначально храм имел три апсиды в конце каждого нефа, но после перестройки в советский период они были объединены в одну центральную полуцилиндрическую апсиду.
Ядром архитектурной композиции является 50-метровая прямоугольная четырёхъярусная башня в юго-восточной части. Необычно то, что две шатровые малые башни костёла поставлен не на главном фасаде, а по бокам алтарной части.
Высота зала для богослужений составляет 14,83 м, башни-колокольни — 50 м, двух малых башен — 36 м. Ширина главного фасада составляет 45 м.
Скульптуры были выполнены скульптором Зигмундом Отто, ему же принадлежит авторство амвона, ограждений, бронзовых деталей. Живопись на сводах и стенах, оконные витражи принадлежали авторству художника Франциска Бруздовича
Комментариев нет:
Отправить комментарий