Как делился Минск
ЧЕТЫРЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ЧАСТИ
На престижные и непрестижные районы Минск стали делить с конца XIX века. Правда, назывались они тогда полицейскими частями.
Самой престижной была Первая полицейская часть. Она охватывала почти весь центр города, сейчас это район в границах улиц Октябрьская, Свердлова. Революционная, Интернациональная и набережной Свислочи от моста на ул. Купалы до Ленина. В многоэтажных каменных домах здесь размещались дорогие магазины, государственные учреждения, фешенебельные гостиницы, рестораны, театры и кинозалы. Улицы были вымощены брусчаткой. Снять квартиру или комнату здесь могли только состоятельные минчане... Собственно, так дело обстоит и сейчас.
Самой маленькой по площади была Вторая полицейская часть - район нынешней улицы Немига и начала проспекта Победителей. Но это был и самый оживленный район дореволюционного Минска, торговый. На рынок, который находился на современной площади 8 Марта, сходились почти все жители Минска. Большинство первых этажей и подвалов здесь занимали магазины и складские помещения.
Третья и Четвертая полицейские части занимали левобережную и правобережную части Свислочи. Там жили мелкие служащие, рабочие, крестьяне, ремесленники, торговцы и беднота. Дороги были грунтовыми и в дожди превращались в грязное месиво.
Пятая полицейская часть лежала в границах современной улицы Мясникова. Главная достопримечательность этого района - дома терпимости на Ново-Красной.
Сейчас это улица Максима Танка. Еще одна уникальная разновидность местного контингента в те времена - криминальные авторитеты. В остальном же райончик не отличался от обычных деревень: деревянные домики, при многих - огороды, жители занимались сельским хозяйством и разводили домашний скот.
Вид на мост через Свислочь в начале прошлого века
НАЗВАНИЯ ПО ДЕРЕВНЯМ И ЛИНИЯМ
Была в те времена и мода называть улицы линиями, так в XIX веке делали в России и в Америке. До во йны белорусы использовал тот же подход. Например нынешнюю улицу Богдан Хмельницкого называли 7 линией.
Впрочем, официально административное ледени часто было только на бумаге.
В разговорах минчане по привычке употребляли названия, многие из которых зародились еще в начале XIX века: Золотая и Троицкая Горки, Комаровка, Сторожёвка, Кальвария, Уборки, Добрые Мысли. Татарское предместье, Кошары, Курасовшина. Бейсаловка, Переела, Троицкое предместье, Грушевский поселок, Козырево, Медвежино, Пушкинский поселок, Лошица, Красная Роща, Ковальская Слобода, Михалово... Как видим, некоторые сохранились и сегодня.
Самыми бедными в те времена были Ляховка, Серебрянка и Слепянка. Названия в основном пошли от названий деревень и речушек.
«АФРИКА», РАЙОН КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ, ЕВРЕЙСКИЙ КВАРТАЛЬЧИК
Без народного творчества не обходилось. Так, местечко близ гостиницы «Юбилейная» снискало славу минской улицы Красных Фонарей. На месте гостиницы был анклав борделей... Выглядели они как обычные частные домики с двумя комнатками. Парадокс, но спустя век специфика района
Спустя века специфика района оставалась той же: в 80-х у района вокруг «Юбилейки» была такая же слава, и там прогуливались девицы легкого поведения...
В XIX веке похожих районов в Минске хватало: гостинца «Гарни», «Мачиз», «Европа», «Вена», «Метрополь»... То же можно сказать и о Раковском предместье. Место было далеко не нравственных устоев.
Недорогие земли Комаровки в то время обживал в основном ремесленный люд. Жили так бедненько, что в одной части дома могли держать скот, а другую - сдавали. Еше охну часть Комаровского выгона занимали владения военных, там со второй половины XIX века размещались казармы и склады.
Был в в Минске так называемый еврейский квартал - территория нынешней Юбилейной площади, улиц Сухой. Коллекторной, Короля и Республиканской. Здесь же было и много еврейских организаций.
В 1890-е годы на месте поселка Добрая Мысль - сейчас это территория улиц Московской, Брилевской, Чкалова, Вирской и Короткевича - построили Брестский вокзал, том же районе выстроили два квартала домов железнодорожников. В то время и были едва ли не элитой, фактически в их среде и сформировалась белорусская интеллигенция. Евреи не могли работать на железке, том числе из-за соблюдения шаббата, который запрещает работать в субботу. Так что во все дни недели впахивали в основном христиане с высоким на то время уровнем образования.
В Минске тех времен была даже своя «Африка»! Теперь это квартал от улицы Ленина до стадиона «Динамо» (тогда это была Ляховка). По одной из версий, здесь находился передвижной зоопарк с экзотическими животными. По другой - это был неблагополучный район, где жили в основном бедняки, которые работали на заводах и возвращались домой, перемазанные сажей и копотью. Здесь не было водопровода,гимназий и раскошных магазинов.Стояли только дымящиеся заводики, покосившиеся лачуги и мрачные рабочие казармы.
Площадь Свободы,1937 год.
На ней устанавливали агитплакаты и устраивали митинги
ВСЕ РАВНЫ, НО ЕСТЬ ДОМА ДЛЯ ТЕХ, КТО РАВНЕЕ
После Октябрьской революции всех объявили равными, и разговоры об элитном жилье поутихли. Дворцы и усадьбы отдавали крестьянам, а дома буржуазии, промышленников и богемы переделывали в коммуналки. строить в 1930-е годы.
Так появились Дома Советов. Первый разместили возле Красного костела (сейчас Советская, 17). По соседству, в доходном доме Униховского (Советская, 19), обосновались творческие люди. К примеру, здесь жили дирижер и композитор Григорий Ширма, композитор Юрий Семеняка. Сейчас в этом здании - комитет архитектуры и градостроительства.
На пересечении Ленина и Маркса был второй Дом Советов (ул. Маркса, 30-32). В разное время здесь жили председатель ЦИК БССР Александр Червяков, писатель и академик Дмитрий Жилунович (Цишка Гартный), председатель СНК БССР Николай Гололед и другие. Около месяца в 1920-м здесь жил Феликс Дзержинский.
Был в Минске и третий Дом Советов (ул. Богдановича, 23, возле бывшего здания 2-й клинической больницы), в пятиэтажном доме с продовольственным магазином
(сейчас магазин "Троицкий") Здесь жили семьи "красных командиров" Судьба многих жильцов из Домов Советов оказалась печальной - к концу 1930-х почти всех репрессировали...
Построили в 30-е годы в Минске и особый стоквартирный дом для элиты - Дом специалистов. С лифтами, телефонами, своей котельной и собственным гастрономом... В то время как большинство простых минчан ютились в коммуналках. 24 июня 1941 года в правое крыло Дома специалистов влетела авиабомба-Руины стояли до 1948 года. В 50-х на этом месте возвели новое здание. Сейчас там находится редакция газеты «Вечерний Минск».
Здесь жили татары.
Татарская слобода, 1926 год. Вид с Замковой горы.
Сейчас на этом месте стоит Дворец спорта
ЭЛИТНЫЙ КВАРТАЛ И РАБОЧИЙ МОНМАРТР
После войны ситуация кардинально не изменилась Строили два типа жилья: «бараки» для простых советских граждан по окраинам и элитные дома в стиле сталинского ампира в центре.
Отдельно надо сказать про Осмоловку. первые элитный микрорайон в послевоенном Минске. Он находится в границах улиц Куйбышева, Коммунистической, Киселева, Богдановича. Квартиры здесь получили знатные военные, ученые, интеллигенты. Были среди жителей Осмоловки и представители творческой интеллигенции, артисты театра оперы и балета.
Выстроили после войны и отдельный район для рабочих Минского тракторного завода - поселок Тракторостроителей. За схожесть с французской архитектурой его прозвали минским Монмартром. Сегодня дома там не в лучшем состоянии. Но в те времена 13 интересных кварталов вдоль главной артерии поселка - улицы Олега Кошевого - были для рабочих настоящим шиком и шедевром архитектуры.
ОНДАТРОВЫЙ РАЙОН, «ДОЛЛАР» И «ЦЕНТ»
К строительству жилья «для себя» руководство страны вернулось в начале 1960-х. Первым номенклатурным домом постсталинской эпохи стало четырехэтажное здание на улице Красноармейской (дом №13). Еше один «клубный дом» построили в Броневом переулке ( дом №4). Его прозвали «домом шести премьеров». Здесь жили шесть бывших председателей Совета министров БССР - Николай Авхимович, Тихон Киселев, Александр Аксенов, Владимир Бровиков, Михаил Ковалев и Вячеслав Кебич. Госдачи, как и сейчас, были в Дроздах.
Строили отдельные дома и для партаппаратчиков средне¬го звена. В их числе 9-этажка на спуске улицы Маркса к Свислочи. Аппаратчиков разбавили академиками и творческой интеллигенцией.
Самыми элитными были дома в районе улиц Захарова и ихова. Здесь жила советская элита. Люди они были небедные и из толпы, естественно, выделялись. Могли себе позволить и редкие на те времена шапки из ондатры. Со временем район так и прозвали - ондатровый. Его же называли «районом пыжиковых шапок».
Был в Минске и свой Дом писателей (ул. Карла Маркса, 36), и Дом художников на ул. Сурганова. 42. Он же - Дом ученых. Кроме художников квартиры здесь выделили преподавателям Белорусского политехнического института.
В начале 80-х построили знаменитые изогнутые дома на Кульман. За изогнутую форму большое здание прозвали «долларом», а маленькое - «центом». Квартиры здесь были у народно¬го поэта Максима Танка, многих академиков и членов-корреспондентов АН БССР, чиновников, композитора и народного артиста СССР Евгения Глебова.
Много представителей творческой, научной интеллигенции, представители номенклатуры и партхозактива жили и в доме с магазином «Панорама» на ул. Сторожевской. в «Красном доме» на Танковой. Депутаты Верховного Совета БССР жили на Красноармейской в «Доме на Лодочной» и в доме по Казарменному переулку, 4.
Первый Дом Советов, 1938 год по улице Советской
рядом с Домом правительства.
В нём жила первая белорусская номенклатура
ЭЛИТНЫЙ ЦЕНТР И «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ» ЗАСТРОЙКИ
Сейчас в Минске девять районов. Центр столицы об-любовати чиновники и люди искусства. Если говорить о конкретных районах, то са¬мой большой популярностью утех, кто, например, собирается покупать квартиру, пользуется Центральный. Правда, если верить риелторам, наравне с ним в последнее время популярны Советский и Первомайский.
Простые минчане, как и раньше, продолжают жить в районах экономкласса - Фрунзенском, Ленинском и Московском. При этом самым «рабочим» и непопулярным остается Заводской район. Элитным стал и микрорайон Восток, здесь появились дома бизнес-класса с огороженной территорией, гаражами, охраной, и самая дорогая коттеджная застройка за Национальной библиотекой - со всеми атрибутами элитного жилья.
Бизнесмены живут в Советском районе. Особенно среди них популярна малоэтажная кирпичная застройка в районе улиц Собинова, Широкая, Измайловская. Улицами «не для простых людей» сегодня считают Пулихова и Захарова, Парниковую иТепличную. И, судя по ценникам, которые выставляют на дома и квартиры риелторы в этом районе, это действительно так.
Айтишники построились в Уручье, по соседству с ними, в военном городке, - спецназовцы. Многие сотрудники МВД и прокуратуры, напри¬мер, построили квартиры в Сухареве Рядом с ними, в Каменной Горке и Сухареве, поселились журналисты,работающие на государственных телеканалах и в газетах, кото¬рым место работы помогало с кредитами на постройку.
В последние годы в Минске появились даже «детские районы». Как только государство стало давать льготные кредиты на строительство жилья для многодетных семей, для них выделили целые кварталы в нескольких районах. Так и получилось, что большинство многодетных семей, которые относительно недавно построились в Минске, живут в Каменной Горке, Домбровке, Курасовщине.
Есть и «спортивные районы». Так, например, многие именитые спортсмены построили квартиры недалеко от «Минск-Арены». Пример - улица Радужная. Там специально для них выстроили несколько многоэтажек.
по материалам "комсомолки"